Похищение «Крыма»
В январе 2019 года посетитель Третьяковской галереи снял со стены картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и унёс её с собой на глазах у публики. Похитителя задержали лишь на следующее утро, а полотно было возвращено на выставку. Эта детективная история прогремела в интернете. Работы Архипа Куинджи вновь привлекли всеобщее внимание — как и в годы, когда они дебютировали на выставках в Петербурге.
Начало
Сын сапожника греческого происхождения, Архип Куинджи родился в Мариупольском уезде 15 января 1841 года. Хотя точная дата рождения художника доподлинно неизвестна: в разных источниках встречаются цифры от 1840 до 1843 года. Чтобы учиться искусству и стать учеником Ивана Айвазовского, стеснённый в средствах Куинджи дошёл до Феодосии.
Передвижники и Валаам
В 1865 году Архип Куинджи прибыл в Петербург, чтобы поступать в Академию художеств. Исследователи спорят, был ли он студентом официально, но его работы выставлялись на академических выставках.
В столице молодой художник познакомился с Ильёй Репиным, Виктором Васнецовым и лидером передвижников Иваном Крамским, после чего увлёкся реализмом. В 1870-е годы Куинджи создал серию довольно мрачных полотен. Одно из них — «Осенняя распутица» — принесло автору звание классного художника.
За вдохновением Архип Куинджи регулярно ездил на остров Валаам, куда стремились многие живописцы в поисках натуры. Нашумевший в художественной среде пейзаж «На острове Валааме» приобрёл для своей коллекции галерист Павел Третьяков — это была первая картина Куинджи в собрании будущей Третьяковки.
Поэт ночного света
Критики, зрители и коллеги-художники были покорены полотном Куинджи «Украинская ночь», выставленным в 1876 году на V выставке передвижников в Академии наук. Чарующий лунный свет на белоснежных стенах домов в контрасте с ночной тьмой — это была сенсация.
Открытие VII выставки передвижников в 1879 году задержали, чтобы Куинджи успел закончить три крупных полотна. Одна из этих картин — сияющая «Берёзовая роща» — была выполнена в духе импрессионистов. Александр Бенуа даже нарёк Куинджи «русским Моне».
Художественным хитом 1881 года стал пейзаж «Лунная ночь на Днепре» с его завораживающим серебристым сиянием. Куинджи устраивал показы картины в обитом чёрным бархатом зале в своей личной мастерской, освещая холст лампой. К произведению допускалось не более 10 зрителей за раз. Чтобы увидеть диковинку, перед зданием выстраивалась очередь.
«Лунную ночь» приобрёл великий князь Константин Константинович за 5 тысяч рублей, и она объездила полмира вместе с высокопоставленным владельцем. Иван Тургенев специально приехал из Парижа в Марсель, чтобы увидеть этот пейзаж.
Успех «Лунной ночи на Днепре» вызвал слухи, что Куинджи — ловкий трюкач, которому, возможно, помогает сам дьявол. Говорили и о том, что он пишет на стекле и подсвечивает картину с обратной стороны, добавляет особые химические соединения в свои краски. Дружба художника со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым лишь подстегивала эти сплетни.
Илья Репин, художник:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Затворник и благотворитель
С 1882 года, будучи на пике славы, Архип Куинджи решил больше не выставляться и предпочёл тихую и скромную жизнь. Около 500 произведений, написанных в последние годы, были выставлены только после смерти художника. На доходы от продажи картин Куинджи приобрёл дом в Крыму. Он путешествовал по Кавказу, давал частные уроки живописи. В 1898 году на свои средства организовал поездку за границу для молодых художников.
Куинджи умер 27 июля 1910 года. Все свои сбережения и творческое наследие, оценённое в полмиллиона рублей, художник передал им же основанному Обществу имени Архипа Куинджи.
Николай Рерих, художник:
«Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его».
Комментарии к «Куинджи. Постигая тайну света»