Ресторан «Яр»
Ленинградский проспект, 32/2
В дореволюционной Москве существовало множество ресторанов, которые посещали люди, относящиеся к «элите». Рестораны славились своим меню, в основном состоявшим из блюд русской кухни, выступлениями разных артистов и, конечно же, гостями. «Яр» любили посещать Максим Горький, Савва Мамонтов, Константин Бальмонт, Антон Чехов и Фёдор Шаляпин.
За Шаляпиным закрепился образ человека, который любил тратить много денег и развлекаться в разных публичных местах. Артист в свой адрес получал много критики и обвинения в том, что он ведёт себя неподобающим образом для публичного человека.
Сам артист говорил о себе:
«Всё-таки я думаю, что обо мне судили бы лучше, будь я более политичен, тактичен, дипломатичен, или, проще говоря, более лжив».
Шаляпин написал две книги о своей жизни, где он старался оправдать каждое своё действие, чтобы с него наконец-то сняли тот самый стереотип, который преследовал его всю жизнь, пока он жил в России.
Откуда было такое осуждение в адрес Шаляпина? Почему общество думало, что он ведёт себя недостойно для своего статуса? Можно с уверенностью сказать, что Шаляпин был «белой вороной» в своём окружении.
Будущий артист родился в крестьянской семье Ивана Яковлевича Шаляпина в Вятской губернии. Ещё ребёнком Шаляпина отдали на обучение к мастеру сапожных дел. Начальное образование Фёдор получал сначала в частной школе, затем в казанском Четвёртом приходском училище, а позже обучался в Шестом городском начальном двухклассном училище. В мае 1885 года Шаляпин окончил начальное обучение, получив высший балл. В том же году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище. Впереди Шаляпина ждала обычная рабочая и бедная жизнь, но любовь к театру и опере была в нём слишком сильна. К тому же будущий певец готов был на всё, лишь бы не работать сапожником или писарем.
Шаляпин был неким феноменом не только в истории оперного мирового искусства, но и современной оперы. Он стал редким исключением, когда мир восхищался артистом-самоучкой. Шаляпин не посещал профессиональных курсов, за исключением хорового пения в церкви и непродолжительных занятий у другого оперного певца. Остальное Шаляпин выработал уже сам и стал работать по своей собственной схеме.
Что же необычного было в Шаляпине, что восхищало зрителей всего мира? Он был одним из первых, кто объединил пение с драматической игрой актёра. Как артист он придавал большое значение интонациям своего голоса, жестам и гриму. Каждая его роль была уникальной: это были цельные образы, которые вошли в историю мирового театрального искусства. Его творчество стало известным в разных странах, поэтому именно Фёдору Шаляпину мы обязаны тем, что русская опера прославилась на весь мир.
Ресторан «Славянский базар»
Никольская улица, 17А
В Москве существовал ещё один известный ресторан, который, к сожалению, сохранился в очень удручающем виде. Гуляя по Никольской улице обязательно заверните во дворик, в котором мы можем увидеть остатки былой роскоши.
В дореволюционной Москве название ресторана «Славянский базар» было известно каждому. Шикарные интерьеры, отдельные переговорные, русское меню и серебряные кубки для спиртных напитков.
Бытописатель Москвы и журналист подчёркивал особый статус «Славянского базара» и называл его единственным рестораном в центре города. Такого же мнения придерживался театральный режиссёр Владимир Немирович-Данченко: «Ресторан при гостинице „Славянский базар“ был как бы серьёзнее других...».
Этот ресторан был любимым местом известных театральных деятелей, которые совершали театральную революцию в конце XIX века. Именно в такой отдельной комнате переговоров в ресторане произошла известная 18-ти часовая встреча Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, которая положила начало созданию Московского Художественного Театра. По сути то, что они делали в драматическом театре, Шаляпин старался совершать в опере. Недаром позже Станиславский писал, что свою известную «систему Станиславского» он списывал именно с Фёдора Шаляпина.
В «Славянском базаре» Шаляпин проводил много времени, так как ресторан находился в пешей доступности от тех театров, где в разное время работал оперный певец.
Театр Оперетты
Улица Большая Дмитровка, 6
Именно в этом здании имя Шаляпина стало известно в России. Савва Мамонтов — ключевая фигура в биографии не только Шаляпина, а в целом в истории оперного искусства. Мамонтов был меценатом, который очень любил искусство: его интересовал театр, опера, скульптура. Он на свои деньги открывает свою собственную частную оперу и приглашает к себе Шаляпина. Подробнее о деятельности меценатов в Москве можно узнать в нашем материале.
Если в императорских театрах старались избегать постановок отечественных композиторов и считали, что зрителям не интересна русская история на сцене, то Мамонтов наоборот ставил постановки именно русских композиторов, привлекая к работе своих друзей-художников: Коровина, Васнецова и Врубеля. Они становятся частью частной оперы и устраивают революцию на театральной сцене.
Ранее декорациям придавали минимум значения. Как правило, заранее их редко изготавливали, а одни и те же предметы мебели (или задники) использовались на нескольких спектаклях. Теперь же работа строилась по-другому: художники создавали макеты, делали отдельные декорации для каждого спектакля и в едином стиле. Появляется такая профессия, как «художник-постановщик в театре». Вместе с Саввой Мамонтовым, который был весьма неплохим режиссёром, и с новым составом художников, Шаляпин вкладывает весь свой талант в понятие «русская опера». Именно русскую оперу он будет позже популяризовать в других странах.
Большой Театр
Театральная площадь, 1
Несмотря на успех в мамонтовской опере, Шаляпин мечтал работать в Большом театре. И осенью 1899 года подписал трёхлетний контракт с Дирекцией Императорских театров (подробнее о них мы рассказывали в нашей прогулке по Москве актрисы Яблочкиной).
Первое же выступление Шаляпина на сцене Большого было триумфальным. С 1901 года здесь шли ранее отвергаемые казённой сценой постановки «Борис Годунов», «Псковитянка», «Моцарт и Сальери». Участие великого баса сделало их оперной классикой, и сейчас сложно себе представить мировую оперу без этих названий.
Позднее Шаляпин разочаровался в статусном театре — ему сложно было договориться с чиновниками о выборе оперного произведения, создании декораций и организации гастролей.
Дом-музей Федора Шаляпина
Новинский бульвар, 25-27
Особняк на Новинском бульваре принадлежал Фёдору Шаляпину и его семье, но его отобрали у оперного певца после одного события, которое произошло в Европе на гастролях.
Шаляпин был на пике известности, когда в России произошла революция, а к власти пришли большевики. Артист старался не вмешиваться в политику, но любое неаккуратное его высказывание или действие сразу вызывало бурю негатива.
Будучи на гастролях в Европе, Шаляпин пожертвовал крупную сумму денег русским детям эмигрантов, которые находились в бедственном положении. Спустя несколько дней в газетах появился заголовок: «Шаляпин пожертвовал деньги сбежавшим „белым“». У певца отобрали звание Первого Народного артиста и дали другое — «врага государства».
Больше Шаляпин не вернётся на Родину. Звали назад? Конечно, звали. Но Шаляпин понимал, что в силу обстоятельств ему уже никогда не вернуться на русскую землю.
А вот судьба дома на Новинском бульваре была непростой, так как после национализации в 1918 году его заселили новыми жильцами, которые не слишком заботились о его состоянии. В конце концов дом чудовищно обветшал и в таком плачевном виде в 1978 году был отдан Музею музыкальной культуры имени Глинки.
Сегодня это не просто музей, а культурный центр, где проводятся концерты выдающихся мастеров нашего времени и молодых исполнителей. В музее проходят выставки и фестивали. Рядом с домом в 2003 году установили памятник Шаляпину работы скульптора Вадима Церковникова.
В заключении вспомним цитату Шаляпина из книги «Маска и душа»: «Магический кристалл, через который я Россию видел, — был театр. Всё, что я буду вспоминать и рассказывать, будет так или иначе связано с моей театральной жизнью». «Москва театральная» — это другой город, насыщенный интересными историями и событиями.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Магический кристалл»: прогулка по московским местам Фёдора Шаляпина»