«Таитянские женщины на побережье», «Когда же замуж?», «Дух мёртвых не дремлет», «А, ты ревнуешь?» — полотна Поля Гогена узнаются благодаря ярким краскам, чётким линиям, подчёркнутой декоративности. Они — словно окно в другой мир, наполненный солнцем, экзотическими фруктами, традиционными таитянскими обрядами и нешуточными страстями.
Дух путешествий
Первые годы жизни Поля Гогена прошли в Перу, куда его семья бежала из политических соображений. Экзотическая природа этой страны отпечаталась в памяти мальчика, и тропики стали для него заветной мечтой. Годы спустя он стал помощником лоцмана на корабле и в этом статусе объездил полмира, тут и там наполняясь эмоциями и впечатлениями. После этого на какое-то время осел во Франции и… открыл в себе тягу к живописи.
Гоген стал вращаться в кругу импрессионистов. Наиболее тесно он общался с Камилем Писсарро, которого уважительно называл «мэтр».
Но художник не находил себе места ни во Франции, ни в Дании, куда переехал с семьёй. Всё чаще в его голове возникали яркие картинки из детства и юности, и он понял: нужно перебираться на острова.
Якорь был брошен на Таити. На этом острове в самом сердце Тихого океана Гоген нашёл именно то, что искал, — солнце, яркий пейзаж, самобытную культуру, простых людей с их традициями и обычаями.
Поль Гоген:
«Взгляните на огромный мир творения природы и вы увидите, что в нём существуют законы, следуя которым можно воссоздать, стремясь не к внешнему сходству, а к сходству впечатления, все человеческие чувства».
Солнечная живопись
Как мы уже отметили, на живопись Гогена некоторое влияние оказали импрессионисты, но это касается, в основном, его ранних произведений. Когда же художник оказался на Таити, то стал разрабатывать собственный стиль на стыке клуазонизма и синтетизма. Он использовал чистые контрастные цвета, которые разделялись на картинах широкими линиями, что напоминало витражную технику.
Гоген достаточно вольно обращался с перспективой и упрощал образы, из-за чего в его произведениях также звучат нотки примитивизма. Возможно, именно благодаря этому его работы так мощно воздействуют на зрителя: туземные персонажи чем-то напоминают доисторические статуэтки, в которых каждый изгиб несёт эмоцию и невероятную силу. Особого колорита добавляют пейзажи, предметы быта и другие детали, которые выхватывал из действительности Гоген-наблюдатель. И всё это — с примесью живописной фантасмагории.
Комментарии к «Поль Гоген: открытки с Таити»