Истоки творчества
Главной особенностью творчества Чарли Чаплина является нарочитая театральность. Гротескные образы и декорации, напоминающие подмостки сцены, витиеватость монологов и эксцентричность актёрской игры прослеживаются зрителем от самых первых картин с участием мастера перевоплощений до «Графини из Гонконга» — последней картины режиссёра.
Об истоках желания соединить два совершенно разных направления искусства в одном догадаться не сложно. Сам Чаплин часто говорил о том, что если бы не театр, он умер бы от голода. Тяжелое детство, полное ограничений и одиночества, привело юного Чарли в мьюзик-холлы: с 11 лет он стал участником группы «Восемь ланкаширских парней», где неплохо отбивал чечетку и заработал свои первые деньги.
Неудивительно, что впечатления, полученные в детском возрасте, сформировали представления будущего режиссёра о том, как именно нужно нести искусство в массы и каким способом оно должно быть отображено на экранах. Пусть иногда нарочитая гротескность образов и пафос исполнения кажутся нелепыми — главное, что в таких персонажах проще всего увидеть несовершенства жизни, а художественные средства тому только способствуют.
Чаплин — автор
Чарли Чаплин стал одним из первых режиссёров, оказавшихся в когорте авторов, занимающихся производством кино самостоятельно. Он не гнушался любой работы — главное, чтобы фильм понравился зрителю. Режиссёр писал сценарии, разрабатывал структуры будущих картин, занимался монтажом, подбирал музыку и участвовал в съёмках в качестве актёра.
Сделав ставку на пантомиму, Чаплин придерживался принципа отказа от массовых сцен до конца жизни. Его не привлекала масштабность декораций картин Дэвида Гриффита и трюки Бастера Китона. Акцент в картинах сделан на возможности человеческого тела, как средства художественного выражения: пластики, мимики, жестов.
Перфекционизм
Ещё одной особенностью режиссёрского метода Чаплина является стремление к идеальному изображению на экране. Легенду немого кино мало интересовали затраты на плёнку и общее состояние съёмочной группы: если Чарли считал необходимым переснять сцену — он делал это вне зависимости от обстоятельств.
Так, например, сцена знакомства Бродяги и слепой цветочницы в фильме «Огни большого города» переснималась около 300 раз на протяжении нескольких месяцев.
Благодаря такому подходу незатейливые истории превращались в реалистичные, затрагивающие сокровенные для зрителя темы.
Изменение подхода к актёрской игре
Как и многие режиссёры-первопроходцы, Чаплин начинал свою работу с жанра буффонады, который не требовал звукового фона, а главным средством выражения в нём являлись нелепые действия актёров: падения, драки, фокусы и трюки. Зрителя мало интересовали причины происходящей на экране вакханалии, главное — посмеяться над человеческим несовершенством.
Герои Чаплина со временем стали более наполненными и глубокими. Он первый из режиссёров продемонстрировал на экране не само действие, а реакцию персонажа на него. Мы искренне сочувствуем Бродяге, споткнувшемуся в неподходящий момент, а он горько плачет из-за очередной неудачи.
Бродяга
Репутация артиста-комика и растущие гонорары позволили Чарли Чаплину к началу 1910-х годов самостоятельно заняться производством фильмов. Главным действующим лицом его картин стал Бродяга — нелепый паренёк в лохмотьях и котелке, который постоянно попадает в переделки. Образ пришёлся по душе истерзанным мировой войной людям, моментально стал популярным и принёс режиссёру долгожданное признание.
Почему же Бродяга, вошедший в массовую культуру больше 100 лет назад, до сих пор является одним из самых узнаваемых и любимых персонажей у зрителей? Пожалуй, дело в его приближённости к реалиям, отказе от балаганности и надоевших комических образов. Бродяга осмысляет свои неудачи через призму совершаемых глупостей, приходит к выводам, а потом с легкостью попадает в новые неприятности.
История приключений Бродяги — первая авторская франшиза в мировом кинематографе.
Фирменный финал
Одной из отличительных особенностей фильмов Чаплина является открытый финал. Большинство картин режиссёра заканчиваются тем, что герой уходит по пустынной дороге неизвестно куда. Зритель не знает, куда отправляется персонаж, что ждёт его в дальнейшем и как сложится его судьба.
Текст — Мария Влажина.
Комментарии к «Великий новатор киноиндустрии: особенности авторского стиля Чарли Чаплина»