На стиль Якоба Йорданса большое влияние оказал Питер Пауль Рубенс. Их произведения подчас путают даже специалисты. Тем не менее, есть ряд вещей, которые разительно отличают одного художника от другого. О них и поговорим. А ещё — о фламандском барокко в целом.
Фламандское барокко, не будь ко мне жестоко
В XVII веке во Фландрии сформировалась национальная живописная школа, ведущим направлением которой (как и в Италии того же периода) было барокко. Но в отличие от итальянцев фламандские живописцы больше тяготели к реализму. Ключевые мотивы в их работах — мощь природы, бурление жизни, стремление к познанию мира, праздничность, богатство народной культуры.
Сравните работы итальянских и фламандских мастеров, чтобы в полной мере прочувствовать разницу между ними.
Как отличить Йорданса от Рубенса?
Якоб Йорданс много помогал Питеру Паулю Рубенсу в мастерской, и нет ничего удивительного в том, что у старшего коллеги он перенял немало вещей — палитру, приёмы работы со светотенью и цветовой градацией, некоторые сюжеты. Поэтому у раннего Йорданса действительно много общего с именитым наставником.
Важно отметить, что Йорданса всегда интересовала национальная тема. Если Рубенс писал, в основном, картины с библейскими и мифологическими сюжетами и портреты, то Йорданса, помимо прочего, вдохновляла родная Фландрия — её традиции, быт, праздники, пословицы. Если перед вами — барочная картина с явным фламандским акцентом, то это, скорей всего, Йорданс.
Но, конечно, если рассматривать полотна по мотивам Евангелия и античных легенд, а также аллегорические композиции, то тут всё чуть сложнее.
В отличие от Рубенса, Йорданс никогда не был в Италии и не впитал тягу к возвышенному и идеализированному. Его работы местами грубоватые, местами — гротескные, а местами — ироничные. Важную роль в них играют фон и «натюрмортные» элементы. Линии силуэтов уверенные, а пространство чётко поделено на планы. Персонажи не кажутся обезличенными, у них явно есть душа и характер. Также в произведениях Йорданса больше реализма и фигур.
Нина Смольская, искусствовед:
«Особенности реализма Йорданса — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
Если в начале творческого пути в работах Йорданса часто гостили пышнотелые розовощёкие дамы, а сами картины были выполнены в светлой мягкой гамме, то после принятия протестантизма его живопись стала более сдержанной и нравоучительной.
Комментарии к «Якоб Йорданс: пышнотелое искусство»