Картина 1. 31 декабря 2009 года. Своего отца, который считает, что все фильмы с применением компьютерной графики детские, я наконец-то уговорила сходить в кинотеатр «Художественный» на фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. Планировалось устроить семейный новогодний просмотр.
Фильм демонстрировался в 3D. Начало, первые титры и все зрители в зале понимают, что изображение немного двоится, нет чёткости. Спустя 10 минут после начала фильма сеанс пришлось остановить, так как оборудование кинотеатра сломалось и не могло демонстрировать фильм с трёхмерным изображением. Кажется, пора не только реконструировать здание, но и полностью менять оборудование.
Картина 2. Я студентка ВГИКа и два дня в неделю я провожу в кинотеатре «Художественный». Ходила на всё подряд, выбирала двойные сеансы (был раньше такой термин). Смотрела подряд 2-3 фильма и счастливая возвращалась домой.
Картина 3. Холодный февраль 2014 года, пришла грустная новость для москвичей — кинотеатр отправляется на двухлетнюю реставрацию. На прощание, за два дня до закрытия, в кинотеатре устроили фестиваль-ретроспективу старых советских фильмов для поклонников «Художественного». Тогда онлайн-продажей пользовались далеко не все, поэтому за билетами приходилось отстаивать долгую очередь. Нам удалось попасть только на один фильм — «Путёвка в жизнь» (1931), больше известный как первый звуковой советский фильм.
На фильм пришло гораздо больше людей, чем мог уместить зал. Зрители от 10 до 80 лет сидели на ступеньках, стояли в проходах, разве что не висели на люстрах, и смотрели советскую легенду. Не это ли та самая магия кино?
На следующий день кинотеатр закрылся на два года. Если бы мы тогда знали, что они превратятся в долгие семь лет!
Как появился и чем жил «Художественный электро-театръ»?
Первоначальный проект кинотеатра на 400 человек выполнил в 1909 году архитектор Николай Благовещенский. Здание сделали одноэтажным с куполом. Это была классическая постройка электрических кинотеатров, но декорированная пилястрами и колоннами, а также со светящимся фонтаном в фойе. Такое убранство делало его похожим на скромный, но дворец. Постройкой и землёй под ней владело «Варваринское акционерное общество домовладельцев», а непосредственно сам синематограф принадлежал некоему Роберту Альберту Брокшу. Потому и кинотеатр называли «Синематограф Брокша».
Спустя короткое время кинотеатр решили перестроить. Его купил продюсер и режиссёр Александр Ханжонков — один из самых влиятельных людей в истории московского дореволюционного кинематографа. Появление нового имени в афише увеличило поток посетителей. Конечно, он вырос и из-за интереса к новому виду искусства, но в основном зрители приходили, чтобы посмотреть на «Фабрику звёзд» режиссёра — актёров отечественного немого кино.
По заказу Ханжонкова (хотя некоторые документы свидетельствуют, что владельцем ещё был Брокш), перестройкой здания занялся архитектор Фёдор Шехтель в 1912—1913 годах. Он не впервые занимался переустройством зданий: в 1902 году зодчий уже перестраивал здание Лианозовского театра в МХТ (Московский общедоступный Театр).
Новый кинотеатр оснастили паровым отоплением, украсили балконами и лоджиями, перекрытия заменили на бетонные. Теперь здание вмещало уже без малого тысячу человек (по разным данным, от 900 до 945). Для Москвы того времени кинотеатр на 700 мест уже считался огромным, поэтому новые объёмы значительно повлияли на популярность места в 1913 году.
Шехтель изменил и фасад здания: убрал колонны и декор предыдущего архитектора и выкрасил постройку в серый цвет, украсив элементами античной классики. Главный фасад покрыли сверкающим на солнце терразитом. Над входными проёмами разместили любимые зодчим маскароны.
Современники писали:
«Зрительный зал занят, ни одного свободного места, всё унизано оживлёнными рядами лиц. Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов. Серых трудовых лиц совсем нет. Аудитория отменная. Многие ведут прерванную беседу. Студентки и курсистки говорят на злободневную тему, рассказывают о забастовке, обструкциях в университете, об отставках профессоров».
Однажды «Художественный электро-театръ» посетил даже любитель «нового вида искусства» Лев Николаевич Толстой.
Что было с кинотеатром после революции?
После смены власти в кинотеатре устраивали собрания большевиков, а затем здесь же рождалось новое советское кино. Именно на фасаде кинотеатра «Художественный» разместили картонный броненосец, как огромный рекламный плакат легендарного фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна.
«Художественный» сохранял исторический декор на фасадах до конца 1940-х годов. К сожалению, бомбёжки во время Великой Отечественной войны сильно повредили здание. В 1950—1960-е с кинотеатра сняли почти весь оригинальный декор.
Реставрация. Наши дни
Накануне реставрации со здания демонтировали декоративные элементы, чтобы в мастерской оценить степень их сохранности. Выяснилось, что большая часть декора не времён Шехтеля, а убранство 1950—1960-х годов. Например, тела пилястр были выполнены либо из деревянных коробов, либо из полых внутри блоков. Такие конструкции располагались по периметру всего здания, крепились на фасаде и штукатурились. Конечно же, при Шехтеле такого быть не могло.
Как же сейчас выглядят те же пилястры и из чего они сделаны? Поскольку тела пилястр демонтировали, на фасаде установили арматурную основу для нового тела пилястры (её сделали с более мелкой плетеной сеткой), а потом нанесли цементно-песчаный раствор.
Всего в ходе реставрации с фасада было бережно демонтировано более 20 видов декора: ажурных цветочных венков, маскаронов, несколько видов капителей, лепные розетки. Отреставрированные элементы, как и новые (не всё удалось сохранить в целости и сохранности) были возвращены на исторические места после финальных работ с фасадом здания.
Планировка кинотеатра практически полностью сохранилась с 1912—1913 годов. Структура с центральным фойе и главным (большим) залом кинотеатра не менялись, появлялись только дополнительные комнаты, маленькие просмотровые залы и антресоли.
Вернули и спроектировали заново шикарную мраморную лестницу, которая была утрачена. Теперь на второй этаж можно попасть как с боковой части кинотеатра, так и из центрального фойе. Всё пространство кинотеатра украсили мрамором, вписав его в современный декор.
В начале апреля 2021 года в Москве открыли кинотеатр «Художественный» после долгой, многострадальной и сложной реставрации. В здание кинотеатра можно войти без покупки билета на фильм: погулять по этажам, подняться на второй этаж по красивейшей мраморной лестнице, выпить кофе в кофейне и даже почитать книгу в библиотеке.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Художественный»: каким был и каким стал культовый московский кинотеатр»