«Невероятные приключения итальянцев в России» (1974)
Главные герои кинокартины — итальянцы, которые отправились в Ленинград искать фамильные сокровища, спрятанные подо львом. Так сложилось, что их путь проходил через Москву, где герои буквально пробежали по основным достопримечательностям города. В аэропорту Шереметьево их встречает гид (Андрей Миронов) и привозит на Васильевский спуск, к собору Василия Блаженного, а дальше проводит иностранцам быструю экскурсию по Москве.
Во время их «пробежки» по Красной площади мы видим привычные нам достопримечательности. Но за храмом можно заметить здание гостиницы «Россия» — самой большой гостиницы в СССР.
Как же появилось это здание? Ещё в 1947 году Сталин заложил в Москве 8 камней на тех местах, на которых в течении нескольких лет должны были быть построены высотные здания. Проект был масштабный и дорогостоящий. Все высотки мы знаем и сегодня, кроме одной, которая так и не появилась.
Высотка «Зарядье» — проект архитектора Дмитрия Чечулина. Она была последней в очереди на строительство. Для того чтобы построить этот советский небоскрёб, снесли один из самых интересных и значимых исторических районов Москвы — Зарядье. Например, на его территории было множество жилых домов с галдарейками (лестницы и галереи, которые вели прямо в квартиры).
Так как высотка строилась последней, её фундамент заложили уже не при Сталине, а при Хрущёве. К тому времени в СССР было решено покончить с дорогим строительством, начать экономить на архитектуре и заняться жилищным вопросом. На смену помпезному сталинскому ампиру пришёл модернизм, а на фундаменте высотки «Зарядье» построили гостиницу «Россия» (в 1964—1967 годах) уже в новом архитектурном стиле.
Многие москвичи так и не смогли принять постройку, так как она не вписывалась в ансамбль Красной площади и Кремля. Намного позже, в 2008—2009 годах, здание снесли и около десяти лет место высотки и гостиницы занимал пустырь. Позднее здесь создали ландшафтный парк и сохранили историческое название — «Зарядье».
Но вернёмся к кино и «итальянцам». Главные герои фильма бегут в ГУМ — Государственный Универсальный Магазин, а мы можем наблюдать, как протекала жизнь в этом торговом центре в 1970-х годах: что стоит в витринах, как выглядят люди, во что одеты модели на показе мод, как оформлены помещения.
Кстати, несколькими годами ранее, герои фильма «Я шагаю по Москве» (1963 год) разговаривали как раз у здания ГУМа, причём мы можем заметить, что в то время на Красной площади было оживлённое автомобильное движение. К слову, в год выхода фильма проезд по главной площади страны запретили.
«Подкидыш» (1939)
Пройдём в сторону Охотного ряда, где тоже когда-то стояли дома, находился рынок и кипела московская жизнь. Но по плану реконструкции города 1935 года, было решено завершить Тверскую улицу перед Охотным рядом (хотя ранее она шла до Воскресенских ворот Китайгородской стены) и заложить небольшую площадь.
Ту самую площадь (пустую и заасфальтированную) можно увидеть в фильме «Подкидыш» (1939 года). К тому же действие происходит на фоне гостиницы «Москва», которая на тот момент была самой большой гостиницей в СССР.
По площади активно ездили автомобили и автобусы. При мэре Лужкове назначение места снова сменят, а под площадью построят торговый центр. На поверхности обустроят прогулочный променад с куполами и фонтанами. До сих пор далеко не все москвичи считают, что строительство торгового центра «Охотный ряд» так близко к сердцу Москвы было правильным решением.
Движемся дальше вверх по Тверской улице и останавливаемся у здания Центрального телеграфа, где снимали самую известную сцену из «Подкидыша» с Фаиной Раневской. Этот перекрёсток улицы Тверской, Газетного и Камергерского переулков почти не изменился спустя более 80 лет после выхода фильма.
Почему один из первых советских фильмов снимали именно в этом месте? На самом деле перед сценаристами картины стояла задача не только показать историю девочки, которая потерялась в крупном городе, но и показать эту историю в новом городе — новой Москве, появившейся благодаря генплану реконструкции города 1935 года. Поэтому девочку чуть не сбивает автомобиль именно на Тверской улице, так как это была единственная магистраль, которой успел коснуться этот план.
Задача плана реконструкции состояла в том, чтобы все основные улицы Москвы расширить в 2,5—3 раза, ненужные дома по красной линии снести, а нужные передвинуть во дворы. По фасаду улицы должны были выстроиться высокие помпезные «сталинки». К 1939 году успели реконструировать только кусок Тверской улицы, который мы видим в фильме.
Подробнее о расширении Тверской улицы и о том, как передвигали дома, читайте в нашем отдельном материале.
После сцены на Тверской герои «Подкидыша» оказываются на территории ВДНХ, которая тоже была построена буквально за пару лет до съёмок этого фильма. Так что «Подкидыш» — не просто увлекательная комедия, но ещё и пропаганда нового могущественного государства и нового облика Москвы.
«Служебный роман» (1977)
Поднимемся выше по Тверской и свернём в Большой Гнездниковский переулок. Там встречаем знаменитый доходный дом Нирнзее, более известный как «тучерез», самое высокое здание в Москве в 1914 году.
Архитектор Рихард Нирнзее проектировал для себя дом высотою в 10 этажей. По его задумке, доход должна была приносить любая площадь, поэтому в подвале он создал театральное помещение, а на крыше базировалась дореволюционная киностудия «Гардин и Венгеров».
Подробнее историю одного из первых московских небоскрёбов мы рассказывали в нашем другом тексте.
Революция внесла много изменений в жизненный уклад этого дома, и крыша уже не приносила денег своему владельцу, но кино всё же осталось на вершине «тучереза». Панорама привлекла внимание одного известного режиссёра. Помните, куда Мымра из «Служебного романа» ходила плакать из своего кабинета? Это она и есть — та самая крыша бывшего доходного дома Нирнзее.
Сейчас у москвичей появилась уникальная возможность посетить это здание. Как раз в том месте, где когда-то располагалась дореволюционная киностудия, находится редакция журнала «Вопросы литературы». Журналисты организовали у себя небольшой музей. Там проводят выставки, на которые можно попасть бесплатно, записавшись через сайт. Во время посещения можно прогуляться по зданию, пройтись по его этажам, увидеть центр города с высоты 10-этажного дома и даже посетить ту самую крышу из любимого советского фильма.
Удивительно, что контора, в которой работали главные герои кинофильма «Служебный роман», это сразу три отдельные локации на карте нашего города. Саму контору (статистическое учреждение) снимали, конечно же, в большом павильоне Мосфильма. Крышу дома Нирнзее мы уже посетили. А вот сцены у здания снимались тоже в центре города, но на Петровке, 3/6.
Изначально это здание было доходным домом, который построил архитектор Иванов-Шиц ещё в 1900 году. Здание выстроено в стиле венского модерна. Но в 1931 году дом перестроили и возвели ещё два этажа. Сейчас в этом здании находится агентство Морского и Речного транспорта. Выход из подъезда ведёт на перекресток Петровки и Кузнецкого Моста.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Комментарии к «Москва и кино: прогулка по местам столицы, где снимали фильмы»