Изначально концепция проекта была совсем другой. Что изменилось и почему?
Да, первоначально концепция выставки была другой. Всё началось в Нидерландах в 2018 году. В 2018—2019 в Нидерландах была представлена серия из четырёх выставок «Устойчивость искусства / SustainabilityArt». Это были выставки об устойчивости цивилизации с точки зрения искусства. Искусство является выразителем гуманитарных ценностей цивилизации и устойчивость искусства определяет устойчивость цивилизации. Я участвовал во всех четырёх выставках.
В 2019 в Москву приехали куратор проекта SustainabilityArt Saskia Gras и художник van Rutten. Нас любезно приняли сотрудники музеев ГМИИ Пушкина, Третьяковской галереи, ММОМА. Возникла идея сделать выставку «Устойчивость искусства / SustainabilityArt» в Москве в 2020 году, идею поддержало руководство ЦТИ «Фабрика». Пандемия нарушила наши планы, и выставка была перенесена на 2021, затем на 2022.
Мы увидели, что блага, привнесённые в нашу жизнь цифровыми технологиями, имеют оборотную сторону. И оборотная сторона заставляет нас пересмотреть некоторые наши футуристические позиции. Бездумное, преступное использование ресурсов планеты, нежелание понять страны, оказавшиеся на обочине цивилизации, разделение мира на страны-изгои и страны-«демократии» делают мир неустойчивым и приводят к противоборству, что ставит человечество на грань полного уничтожения.
«Устойчивость искусства» трансформировалась и превратилась в выставку с новой концепцией. Изменилось название. Название выставки «Стоя на перекрёстке» очень точно отражает концепцию выставки. Действительно, человечество стоит на перекрёстке и ему предстоит сделать нелёгкий выбор, выбор, который будет иметь колоссальные последствия.
Какие темы затрагивают в своих работах участники выставки?
К куратор я был поставлен в сложное положение, так как ожидаемое постпандемийное время открытых границ не случилось, большинство художников из Нидерландов не смогли участвовать в выставке, приехать в Москву и привезти свои произведения. Но шесть художников смогли всё же доставить свои работы в Москву. Все работы, отобранные для выставки, соответствуют заявленной теме.
Расскажите подробнее о представленных работах
Наталия Толстая (Москва) — художник-философ, праправнучка Льва Николаевича Толстого — ищет ответы на вопросы развития и устойчивости цивилизации в знаках, символах, словах, сохранённых в культуре и дошедших до нас.
Художники Ася Додина и Слава Полищук из Нью-Йорка видят проблемы внутри себя и вокруг себя, исследуя выброшенные людьми и океаном после урагана предметы, воспринимаемые обыденным сознанием как мусор.
Я и Майя Опара (Москва) представили видеоинсталляцию «Голландия. Очень близко друг к другу». Мы представляем себе мир будущего без государств, в виде островов и мегаполисов. Мы видим Нидерланды, где мы жили и работали семь лет, страну, находящуюся под постоянной угрозой затопления и научившуюся жить с этой постоянной ежесекундной опасностью как пример будущего мира. Майя сделала для выставки видеомэппинг «Владимир Опара. Чёрная книга». В основе её работы — моя Чёрная книга. Это дневник и события, которые так или иначе касаются меня. У меня представлены также объекты, ассамбляжи, коллажи. Впервые в России я показываю свою работу «Всё происходит под Небесами» из 18 частей. Это о пороках нашей цивилизации.
Юлия Винтер (Амстердам) пытается ощутить будущее через погружение в прошлое. Она создаёт переходы из одной реальности в другую, показывает, как течение времени постоянно меняет наше восприятие. Прошлое пробуждается в реконструкции осколков или с помощью фрагментов воспоминаний.
Ева ван дер Занд и Маша Волкова (Амстердам). Их видеопроект посвящён экологии, изменению климата, проблемам атмосферы. Анита Мизрахи (Амстердам) в 2019 году погрузилась в художественную жизнь Москвы, она встречалась с художниками, записывала интервью, в результате получился фильм о московской арт-сцене. Ей хотелось понять направленность московского искусства. Увидеть, чем отличается московское искусство от западноевропейского.
«Станция Дно» — группа московских интеллектуалов. Они исследуют влияние новых технологий и искусственного интеллекта на творческие возможности человека и возможность / невозможность их взаимного сосуществования в грядущей эпохе сингулярности.
Мероприятия в рамках выставки:
- 19 мая в 19:00 — демонстрация фильмов «Московская АРТсцена» (Анита Мизрахи) и «Богема» (Владимир и Майя Опара);
- 26 мая в 19:00 — кураторская экскурсия по выставке;
- 2 июня в 19:00 — презентация книг «Поиск пути» и «Жизнь Льва Николаевича Толстого в иллюстрациях» (Наталия Толстая).
Комментарии к «Стоя на перекрёстке»: интервью с куратором выставки»