Понятием «Ленинградская пейзажная школа» называют творчество некоторых художников, работавших в 1930—1940-е годы в городе на Неве. Сам термин был введён в оборот искусствоведом Александрой Струковой. Но тут слово «школа» не должно вводить в заблуждение. Дело в том, что не было какого-то конкретного человека, который бы провозгласил мировоззрение и ценности художников. Термин «группа» здесь тоже не подходит: некоторые мастера даже не были между собой знакомы. Отметаем также «круг», «направление» и «течение» — всё это слишком конкретно и имеет маломальскую структуру.
Правильней всего, пожалуй, применять к «ленинградцам» довольно абстрактное понятие «явление». Это было нечто стихийное, неорганизованное, но при этом тонко отвечавшее настроениям эпохи. Оттуда — общие черты, которые и позволяют объединить ленинградских художников обозначенного периода в некую общность.
Александра Струкова, искусствовед:
«Не настаивая именно на этом термине — „ленинградская пейзажная школа“, — мы считаем, что необходимость как-то обозначить достаточно целостное явление назрела».
Но широкому зрителю не так важна терминология. Ему куда важней понять, как отличить «ленинградцев» от кого-то ещё. Ну и, конечно, чем же их произведения так интересны.
Итак, вот признаки, что перед вами творение представителя Ленинградской пейзажной школы (осторожно, мерило работает с погрешностями!):
- На картине почти наверняка запечатлён ленинградский пейзаж
- Работа относится к 1930—1940-м годам
- Зачастую это акварель
- Цветовая гамма приглушена
- Выбраны лаконичные средства выразительности
- Ярко выражено отношение художника к изображаемому
- Формы обобщены и упрощены
- Человек если и появляется, то играет второстепенную роль
- В произведении нет влияния господствовавших в ту пору авангарда и соцреализма
- Ощущаются отзвуки французского искусства
Остановимся чуть подробнее на последнем пункте. Многие специалисты видят в картинах «ленинградцев» влияние Анри Матисса, Рауля Дюрфи, Пьера Боннара, Жана-Эдуара Вюйара, Альбера Марке.
Оглядка на творчество Марке, пожалуй, наиболее очевидна. К слову, мастеров Ленинградской пейзажной школы даже иногда называют «маркистами».
Анна Чудецкая, искусствовед:
«Несомненно, многое было схожим и в подходе к изображению натуры: обобщённость цветового пятна, пластический лаконизм».
Вообще «ленинградцев» сравнивают и с Валентином Серовым, и с Виктором Борисовым-Мусатовым, и с мастерами «Мира искусства». О них говорят и как о последователях русского народного искусства. Учитывая, как обширен круг художников Ленинградской пейзажной школы, это может быть одновременно истинно и ложно.
Поскольку определение и характеристики Ленинградской пейзажной школы довольно туманны, перечень её представителей разные искусствоведы видят по-разному. Тем не менее, костяк Школы в основном остаётся неизменным. Это Николай Тырса, Владимир Гринберг, Алексей Успенский, Алексей Карев, Александр Ведерников, Анна Остроумова-Лебедева (о ней, кстати, мы недавно писали), Вячеслав Пакулин, Николай Емельянов и ещё несколько авторов.
Комментарии к «Ленинградская пейзажная школа: душа города»