1942 год. Немецкие подлодки топят корабли Англии и Америки в водах Атлантики. Тогда Уинстон Черчилль (Рори Киннер) начинает операцию «Почтмейстер». Он отправляет на миссию тайный отряд самоубийц (Алан Ричсон, Генри Голдинг, Алекс Петтифер, Хиро Файнс-Тиффин, Бабс Олусанмокун), а также обворожительную еврейку (Эйса Гонсалес) во главе с Гасом Марчем-Филлипсом (Генри Кавилл). Их задача добраться до нейтрального острова Фернандо-По незамеченными и уничтожить судна Германии и Италии. Кому-то придётся отвлекать нацистов, а кто-то прольёт немало крови в этой бойне.
Сценарий Гай Ричи вместе с соавторами писал на основе одноимённой книги Дэмиэна Льюиса. Однако историческая достоверность осталась на бумаге.
Свой фильм Ричи обильно приправил отсылками и оммажами. Дело, конечно, хорошее, но всего должно быть в меру. И кажется, что в этот раз Гай Ричи довольно сильно заигрался. В «Министерстве неджентльменских дел» на протяжении всей истории прослеживаются и явно угадываются оммажи Квентину Тарантино и его «Бесславным ублюдкам». Даже нациста с садистскими наклонностями играет Тиль Швайгер.
На нацистской вечеринке героиня Эйсы Гонсалес поёт песню из пьесы «Трёхгрошовая опера». А это яркая отсылка к Бертольду Брехту — немецкому драматургу, режиссёру и поэту. Наконец, главный герой — Гас Марч-Филлипс — это реальный офицер, ставший прототипом Джеймса Бонда. Конечно, Ричи, вечно заигрывающий со шпионами и бондианой, не мог не ступить на эту территорию. Из таких отсылок и культурных кодов почти целиком состоит эта лента.
И всё бы ничего, если бы не самоповторы. Кажется, фанаты режиссёра уже выучили формулу боевиков Ричи: шпионы, мудрёный план, который, конечно же, не свершится так, как задуман, пару-тройку помех на пути, одна единственная женщина для красоты и отвлечения глаз, зрелищный экшен и герои-победители. Разный лишь антураж, костюмы, декорации и иногда актёры. Это классическая схема Гая Ричи, если он не делает ремейк «Аладдина», масштабного «Шерлок Холмса» или драматичного «Переводчика». «Министерство неджентльменских дел» напоминает «Агентов А.Н.К.Л.», но в уже устаревшем формате и не с такой долей напряжения.
При одном взгляде на действующих героев — мускулистых и очень уверенных в себе — становится понятно, что миссию они точно не провалят. Препятствия нужны лишь для кровавого экшена и самоутверждения. Плоские персонажи почти не меняются на протяжении повествования. А реплики не кажутся индивидуальными — типичные для героев Ричи резкие фразы, циничный юмор без страха проронить крепкое словечко, повторы одних и тех же шуток, чтобы услышали и посмеялись наверняка. В общем-то, по части драматургии Гай Ричи получает уверенную тройку.
Впрочем, есть и сильные стороны. Равных в экшен-сценах Гаю Ричи нет — здесь и огнестрельное оружие, и бомбы, и гранаты, и рукопашный бой. Всё это при интенсивном темпе кино и мощном монтаже: планы переключаются быстро, зрелище Ричи предлагает достойное, поэтому заскучать не получится. Да и мастерство массовых сцен не перестаёт удивлять. Сложная режиссёрская хореография нужна не столько для красоты, сколько для поддержания темпоритма и движения сюжета вперёд. За танцами, песнями, перебежками и искусными драками скрываются свои детали и неожиданные сюжетные повороты.
Текст — София Маргацкая
Это то кино, которое стоит воспринимать как метаиронию. Гай Ричи использует любопытную стилизацию, которая снимает с военного времени в его фильме ореол пафоса. Возможно, и в 40-х было место шпионам, которые выполняли хоть и опасные, но увлекательные операции. Всё, как любит Гай Ричи.
Комментарии к «По стопам Тарантино: рецензия на фильм «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи»