Интерес к третьему сословию
Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) происходил из семьи краснодеревщика, поэтому тому, что его интересовали будни простых людей, удивляться не приходится. Его творческий путь начался в мастерской Никола Куапеля, где Шарден рисовал на картинах учителя мелкие детали. В этом деле он достиг впечатляющих результатов и даже долгое время создавал исключительно натюрморты. Выходило так хорошо, что многие принимали его работы за полотна фламандских и голландских мастеров.
Натюрморты помогли живописцу отточить кисть, но не они прославили Шардена. В конце 1730-х он нашёл свою тему, начав рассказывать при помощи художественных средств о жизни так называемого третьего сословия.
Но натюрморт полностью не ушёл из творчества Шардена, став органичной частью бытовых сценок.
Правдиво и с любовью
Кухарки, прачки, гувернантки, разносчики, вышивальщицы — не было людей, которые не интересовали бы Шардена. Он писал полотна в спокойной задушевной и правдивой манере, глубоко и поэтически передавая реальность. Его картины, иллюстрирующие размеренный уклад повседневной жизни, несут в себе невероятную гармонию и умиротворение, эмоциональную тонкость. Простые и незамысловатые по части сюжета, они притягивают внимание теплотой и нежностью отношения автора к персонажам.
Жан Батист Симеон Шарден:
«Кто вам сказал, что рисуют красками? Кто-то, может, и красками, а другой — чувствами».
Шарден был замечательным колористом, тонко чувствовал оттенки. Для его произведений характерна мягкая цветовая палитра с преобладанием различных нюансов коричневого. Важное место в работах мастера отводится свету, который делает холсты уютными и камерными.
Дени Дидро, писатель и философ:
«О, Шарден, это не белая, красная и чёрная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берёшь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»
Шарден на дух не переносил популярных в его эпоху парадных портретов и картин на тему гедонистического быта аристократов, их идеализированность и помпезность шла вразрез с его мироощущением. Он искренне не понимал, почему то, как придворная дама прихорашивается перед балом, интереснее, чем кухарка, чистящая брюкву.
Избрав для себя «низкий» жанр, Шарден не только не прогадал, но и выиграл: во многом благодаря ему жанровая сцена стала цениться любителями искусства, а сам он вписал своё имя в историю не только французской, но и мировой живописи. Его полотна — гордость коллекций крупнейших музеев в разных концах света.
Комментарии к «Шарден: рисуя третье сословие»