Вихрь Октябрьской революции смёл богатство и роскошь Троицкой улицы, сбив с владельцев доходных домов монархическую спесь. Казалось, жизнь здесь замерла — на улице работали лишь сомнительная забегаловка на углу с Невским проспектом и ателье, где делали шляпы.
В 1929 году атеистическое советское руководство дало Троицкой улице новое имя в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме №38.
В 1929—1931 годах на улице Рубинштейна выстроили дом-коммуну инженеров и писателей (улица Рубинштейна, 7). Это здание стало одним из первых архитектурных воплощений идей социализма об общественном быте граждан нового государства.
Однако все новаторские решения, которые архитекторы приняли для борьбы со старыми порядками, заметно осложнили жизнь обитателей дома. В квартирах не было душевых и кухонь — они мыслились ненужными в условиях общего быта. Душевые вынесли в конец общего коридора каждого из этажей, а общественную столовую расположили на первом этаже. За его широкими витринами также разместили общие комнаты отдыха, библиотеку, парикмахерскую и детский сад.
В архитектурном отношении ограниченность средств не позволила архитекторам развернуть строительство в полную силу конструктивистской динамики и экспрессии. Композиционно-стилевые решения здания предельно просты. Главный фасад отмечен несколькими хаотично разбросанными акцентами балкончиков и затемнёнными полосами, имитирующими ленточное остекление — излюбленный приём советского конструктивизма.
Главным элементом, берущим на себя всю пластическую и динамическую нагрузку, является острый срез скатной крыши шестого этажа. Благодаря крутому срезу на пятом этаже высвободилось пространство широкой террасы, на которой расположили общественный солярий, детскую площадку и оранжерею.
Но несмотря на скромность и некоторую претенциозность, здание смотрится цельно и удачно вписывается в историческую застройку некогда доходной улицы. Пожалуй, самая известная обитательница дома Ольга Берггольц (в память о которой на стене дома установлена мемориальная доска) вспоминала:
После первых жильцов «слезы социализма» на эту ничем не примечательную улочку начали переселяться и другие представители советской интеллектуальной и творческой элиты. В бывшем жилом комплексе Петербургской купеческой управы (улица Рубинштейна, 23) две комнаты в семикомнатной коммунальной квартире принадлежали семье Сергея Довлатова. Писатель прожил здесь чуть больше 30 лет, с 1944 по 1975 год, о чём напоминает мемориальная доска на стене дома.
В 2016 году у дома установили ещё и памятник Сергею Довлатову архитектора Вячеслава Бухаева. Писатель в рубахе и брюках стоит, оперевшись плечом на косяк распахнутой двери. За дверью в пространстве комнаты, не имеющей границ, стоит грубый гранитный стол и три табуретки.
Суровое выражение лица Довлатова усиливает ощущение гнетущей тоски, пустоты и одиночества. Он несколько небрежно опускает правую руку в карман брюк, а левой судорожно сжимает тетрадь (возможно, черновой вариант одной из его знаменитых книг). Образ писателя наиболее удачным образом передает обречённость человека, однажды решившегося покинуть родные дом и страну.
С историей доходного дома Шнеера Корфа (улица Рубинштейна, 40), растерявшего в советское время свой былой лоск, переплелись судьбы двух обездоленных женщин. В 1930-х годах здесь жила писательница и публицистка Лидия Корнеевна Чуковская. Её мужем был выдающийся учёный-физик и писатель, автор популярных книг по физике Матвей Петрович Бронштейн. В конце десятилетия Бронштейн был арестован и расстрелян.
Однако Чуковская не осталась наедине со своим горем — дом часто посещала Анна Андреевна Ахматова, сын которой находился тогда в тюрьме на Шпалерной, 10. Трагические события сблизили Чуковскую и Ахматову — так началась их крепкая дружба.
Намного более радужную судьбу при советской власти имел Толстовский дом. Не раз становившись декорациями к фильмам режиссера Игоря Масленникова, этот дом снискал славу во всем Советском Союзе. Здесь проходили съемки основных сцен мелодрамы «Зимняя вишня» и романтического кинофильма «Вам и не снилось».
Арки и проезды дома исполнили роль лондонских улиц в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе. В более позднее время на территории дома проходили съемки остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рождённая революцией».
Подробнее о дворах Толстовского дома читайте в нашем тексте.
В 1956 году левую часть доходного дома Жевержеева (улица Рубинштейна, 18) занял Ленинградский областной драматический театр малых форм. Труппа этого театра не была первой в здании доходного дома — до этого свои спектакли на его сцене показывали Троицкий театр миниатюр, Молодой Театр Гостехникума сценических искусств, а также Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома. Однако именно с приходом МДТ здание обрело настоящую славу. С 1956 года здесь ставили великолепные постановки, в которых играли блестящие актёры. Репутация театра не была запятнана и после развала Советского Союза.
Под руководством Льва Абрамовича Додина театр стал членом Союза театров Европы и продолжает свою современную историю под названием «Малый драматический театр Европы». Сегодня на его сцене играют заслуженные и народные артисты России и РСФСР: Светлана Григорьева, Михаил Самочко, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский. В современном репертуаре театра преобладают постановки по знаменитым шедеврам советской, русской и зарубежной классики.
Но не только академическими заслугами была знаменита улица Рубинштейна в советскую эпоху. В 1980-х годах в здании бывшего доходного дома и зала собраний Руадзе (улица Рубинштейна, 13) сложилось уникальное явление — Ленинградский рок-клуб. Он не был тем типичным рок-клубом, какие существовали в то время на Западе. Ленинградский клуб соединял идеи Дома Культуры с залом на 200 мест и Союза композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, который действовал в рамках принятого устава.
Внешний налёт советчины не стал преградой творчеству. Именно с Ленинградского рок-клуба и выступлений на его сцене берут свое начало творческие пути групп «Алиса», «АукцЫон», «Кино», «ДДТ» и других.
Именно с этого места на улице Рубинштейна началась большая история всей отечественной рок-музыки. Подхватив энтузиазм ленинградцев, подобные клубы открывались во многих городах и даже сёлах СССР.
И по сей день улица Рубинштейна сохраняет шарм богемности. А богеме — писателям, музыкантам, художникам — клубы не интересны. Их всегда привлекали ламповые бары, в уютной атмосфере которых за бокалом чего-нибудь горячительного можно неспешно обсуждать петербургскую погоду, осуждать власть и воспевать искусство. По этой причине с открытием Mollie’s и Terminal улица Рубинштейна так быстро заполнилась именно атмосферными барами и ресторанами.
Узнать об этих заведениях подробнее и продолжить прогулку по знаменитой улице можно в нашем материале.
Автор текста – Ирина Бережнюк
Комментарии к «Что скрывает улица Рубинштейна. Часть 2»