Италия. 1957 год. Энцо Феррари (Адам Драйвер) вместе со своей женой Лаурой (Пенелопа Крус) ведёт бизнес и переживает утрату сына. Автомобильная империя Феррари находится на грани банкротства. Спасти ситуацию сможет только победа на престижной итальянской гонке Mille Miglia.
Майкл Манн шёл на риск, когда показывал свой байопик о создателе Ferrari в Италии на Венецианском кинофестивале. Было волнительно от того, как на премьеру отреагируют на родине конструктора. Однако «Феррари» приняли если не хорошо, то довольно неплохо.
Здесь зритель не найдёт новых приёмов и необычных сюжетных поворотов, однако же в полной мере насладится атмосферой Италии 50-х, европейским шиком, а ещё прекрасным актёрским составом. Адам Драйвер в очередной раз утверждает своё первоклассное мастерство перевоплощения. Пенелопа Крус вызывает уважение и восторг строгостью, благородством и при этом неповторимой истеричностью своей героини. Шейлин Вудли досталось меньше экранного времени, однако ей прекрасно удалось сыграть вечное ожидание и застывшую жизнь, пока любимый мужчина не может определиться и решить свои любовные (и не только) дела.
Тем не менее назвать кино Манна устаревшим нельзя. Консервативность ему к лицу, а эксперименты завели бы историю в дебри. Режиссёр фокусируется не столько на истории бренда Ferrari и автогонках, сколько на личной драме Энцо Феррари. Его отношения с женой и любовницей, невозможность принять решение по поводу фамилии для внебрачного сына, попытки спасти своё детище от банкротства — всё это упаковано в параллельный монтаж.
Пока напряжение в профессиональной среде растёт, не меньшее напряжение назревает и в жизни главного героя. Метафора гонок применима к его метаниям из стороны в сторону, а неоднозначность образа лишь подкупает зрительское сердце. С одной стороны, он радеет за своих подопечных, с другой — на кону победа и профессиональный успех, так что человечностью иногда здесь пренебрегают, а любимые оказываются обманутыми и преданными. Не будь этой эмоциональной составляющей, фильм превратился бы в ещё более проходную ленту. Гонки как фон для развития героя и личной драмы — лучшее решение, которое удалось найти Майклу Манну.
Все сюжетные линии аккуратно и ненавязчиво заявлены в первом акте, и даже второстепенные герои оказываются далеко не случайными участниками событий. Однако второй акт слегка проседает по динамике, а некоторые сцены решены довольно банально и скучно. Но всё же ситуацию спасает третий акт, когда мы близимся к кульминации — на фоне большой сцены, посвящённой гонке Mille Miglia, Энцо Феррари проявляет себя со всех сторон и успевает разрешить или хотя бы наметить решение всех конфликтов. Открытый финал с надеждой на будущее по традиции обрамляется титрами, которые впускают в фильм реальное продолжение истории. Таким образом, основа прорастает в художественном вымысле и крепче связывает жизнь и кино.
Текст — София Маргацкая
«Феррари» может показаться довольно проходящей лентой. Особенно на фоне грандиозного «Дома Gucci» или драйвового «Ford против Ferrari». Однако эта слишком правильная картина аккуратно расставляет всё по своим местам, чередуя размеренность повествования и интенсивность событий.
Комментарии к «Гонка не на жизнь, а на смерть: рецензия на фильм «Феррари»