Советский контекст
Распространённый стереотип о том, что советское кино было лучше современного российского, безусловно, имеет правдивую основу. Несмотря на то что многие фильмы и впрямь считаются переоценёнными в наши дни, огромный пласт кино СССР был высоко отмечен на мировом уровне.
«Летят журавли» Михаила Калатозова — единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Имя Андрея Тарковского известно по всему миру до сих пор, а его лента «Иваново детство» была отмечена «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля. Среди участников американской кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» неоднократно встречались фигуры советских режиссёров, трое из которых всё же одержали победу. В 1968 году «Оскар» получила легендарная картина Сергея Бондарчука «Война и мир» по одноимённому роману Льва Толстого, в 1975 году премию покорила советско-японская лента «Дерсу-Узала», а в 1981 году — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. И это только верхушка айсберга среди достижений советского кино. Ведь были ещё и народные любимцы публики, снимавшие кинохиты навека, — например, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай и Георгий Данелия.
Например, в это время было крайне модно снимать рок-музыкантов: в фильмах молодых режиссёров появлялись Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Пётр Мамонов. Однако самым ярким и запоминающимся оказался Виктор Цой. Он появляется в финале «Ассы» Сергея Соловьёва в 1988 году и делает завершающую сценой легендарной. А его единственная главная роль в фильме «Игла» Рашида Нугманова стала культовой. Нугманов ориентировался на гонконгские боевики с Брюсом Ли, который как раз был кумиром Виктора Цоя.
Но главной особенностью перестроечного кино стала смелость и откровенность, которой не было раньше. Появляется «Курьер» Карена Шахназарова, посвящённый актуальным проблемам молодого поколения. В 1988 году на экраны выходит «Маленькая Вера» Василия Пичула, где впервые довольно откровенно была показана сцена секса. А в 1989 году Пётр Тодоровский выпускает знаменитую «Интердевочку», где главная героиня днём работает медсестрой, а ночью проституткой. Уже тогда авторы стали постепенно говорить о табуированном и удивлять откровенностью тем. Впереди назревало совершенно другое, новое кино.
Конец старого и начало нового: 1990-е годы
Распад СССР в 1991 году повлёк за собой и упадок российского кино. Нужно было не только искать новые темы и новые способы разговаривать со зрителем, но и где-то разыскивать бюджет для съёмок. После дефолта в 1998 году финансирование культуры резко сократилось, однако несколько кассовых фильмов в конце 90-х всё же дошли до проката — «Анкор, ещё Анкор!» Петра Тодоровского, «Вор» Павла Чухрая, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова и «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич идут дожди» — последняя комедия Леонида Гайдая, созданная в копродукции с Америкой. Все эти ленты были либо военными драмами, либо же оказывались комедиями, образцами массового кино 90-х. Новых имён в этом списке мало, все эти режиссёры уже творили на рубеже эпох. На мировой арене был замечен лишь Никита Михалков с фильмом «Утомлённые солнцем», который стал единственным обладателем «Оскара» в истории современной России.
В условиях отсутствия бюджета появлялись частные студии, многие из которых были однодневками. Однако 4 января 1992 года в Санкт-Петербурге была официально зарегистрирована кинокомпания «СТВ». Аббревиатура студии, по признаниям его создателя продюсера Сергея Сельянова, на самом деле ничего не значит. Она была придумана за пять минут, когда нужно было отправлять факс с названием новой компании.
Причин, по которым была создана студия, всего три: маленькая структура позволяет снижать стоимость съёмок, мобильность, благодаря которой можно запустить любой понравившийся проект в быстрые сроки, а также свободное и честное взаимоотношение внутри компании и возможность выбрать «фильмы по любви». «СТВ» существует по сей день и с самого начала формирует ландшафт отечественного кино.
В 1995—1997 годах «СТВ» переживает подъём, а российское кино постепенно переходит от режиссёрского к продюсерскому. Вместо поточного производства студия предлагает штучный товар с индивидуальным подходом. Вышедший на экраны под эгидой «СТВ» «Брат» Алексея Балабанова имел тотальный коммерческий и народный успех. А 17 мая 1997 года «Брата» показали в «Особом взгляде» — второй по значению программе Канн после конкурса. «Брат» являлся лидером российского кинопроката даже при условии, что невозможно было подсчитать количество пиратских копий. Однако успех лицензионных носителей с фильмом был предопределён благодаря «народным комедиям», в том числе «Особенностям национальной охоты» Александра Рогожкина — ещё одним хитом компании «СТВ», выпущенным в 1995 году.
Несмотря на безусловный коммерческий успех «Брата», фильм был частью малобюджетного кино студии «СТВ», поскольку осуществить дорогостоящий проект в 1995—1996 годах было невозможно. Однако ещё до успеха «Брата» Балабанов задумывал костюмную драму о порнографии в Серебряном веке, на который нужны были большие средства. Его съёмки стали возможны только после «Брата». На вырученную прибыль в 1998 году Балабанов выпустил поражающий сознание фильм под названием «Про уродов и людей».
Страна у телеэкранов: 2000-е годы
Начало XXI века ознаменовано бумом телевизионной индустрии. Российский зритель особенно полюбил многочисленные сериалы на криминальную тематику. «Улицы разбитых фонарей» растянулся на 16 сезонов и выходил вплоть до 2019 года, а до 2022 года сериал являлся рекордсменом по времени нахождения в эфире. Рекорд побил другой сериал — «Тайны следствия», запущенный в 2000 году. Ещё одним популярным телесериалом был «Бандитский Петербург», где многое решал актёрский состав, так как в нём снимались любимцы аудитории — Александр Домогаров, Ян Цапник, Ольга Дроздова, Анна Самохина, Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков.
В 2002 году вся страна следила за сериалом «Бригада», который подарил нашему кино таких актёров, как Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Павел Майков, Владимир Вдовиченков, Екатерина Гусева и Андрей Панин. «Бригаду» отличает особая стилистика, сопряжённая с романтизацией бандитской жизни и авантюрных приключений. Но главное достоинство «Бригады» — неоднозначный и сильный герой, воплощённый в образе Саши Белого. Фактически сериал стал русским «Кланом Сопрано», не менее легендарным сериалом, который HBO выпустил в 1999 году.
Особое место в телеиндустрии заняли комедийные проекты, которые являлись адаптацией популярных зарубежных ситкомов. Так на наших экранах появились «Счастливы вместе», «Папины дочки», «Воронины», «Интерны», «Кухня» и многие другие. В этот же период расцветает и производство мультфильмов — появляются новые истории и герои, которые нередко экспортируются за рубеж. «Маша и медведь», «Лунтик и его друзья» (создан студией «Мельница», дочерней компанией «СТВ»), «Фиксики» — все эти проекты были запущены именно в 2000-е годы.
Не забывал российский зритель и про комедии. В 2000-е народными хитами стали фильмы Дмитрия Дьяченко «День радио» и «О чём говорят мужчины», где главные роли сыграли актёры «Квартета И». А в 2004 году вышел один из первых самых настоящих блокбастеров — «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова.
Продолжает свою деятельность и кинокомпания «СТВ». В это время выходили коммерческие картины, основанные на успехе предыдущих частей: например, «Мама не горюй 2» Максима Пежемского и «Бумер 2» Петра Буслова. Но среди проектов «СТВ» можно было встретить и экспериментальные фильмы — «Прямохождения» Евгения Юфита. Ещё появилось большое количество дебютантов, на которых делалась ставка.
Проекты не только имели коммерческий и зрительский успех, но и получали награды на авторских кинофестивалях по всему миру. И к 2005 году «СТВ» уже стабильно выпускает качественное жанровое кино и не боится поддерживать острые художественные высказывания. Уже в работе находится «Груз 200» Балабанова, но, несмотря на резонанс после выхода картины, студия поддерживает и будущие проекты режиссёра — «Мне не больно», «Кочегар», «Я тоже хочу».
Наравне с Балабановым, одной из наиболее ярких фигур в это время была Кира Муратова. Несмотря на то что она начала свою карьеру ещё в 1958 году, а в 1989 году выпустила уникальный «Астенический синдром», именно в 2000-е её кино обрело неповторимую интонацию и более яркий стиль. В этот период Муратова обрела свою музу и подарила российскому зрителю шарм и элегантность Ренаты Литвиновой, которая играла главные роли в фильмах постановщицы. Многие наверняка сразу же вспомнят «Настройщика» и «Мелодию для шарманки».
Голос автора: 2010-е годы
К фильмам течения относятся «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Простые вещи», «Хороший мальчик» — всем этим лентам свойственно превращение повседневной жизни в карнавал и комедию, героями которых являются простые люди.
Обычно эти фильмы представляют пессимистичный взгляд на мир и рассказывают о распаде межличностных связей, об утрате ценностей, но с помощью понятных бытовых историй. К направлению относятся Алексей Попогребский, Алексей Герман-младший, Бакур Бакурадзе, Николай Хомерики. Самым ярким и типичным примером может служить фильм Бориса Хлебникова «Свободное плавание», который рассказывает о попытках молодого парня найти работу. Режиссёр выносит неутешительный приговор молодёжи и её будущему, но обнадёживает хэппи-эндом.
Наибольшую известность среди «новых тихих» получает Андрей Звягинцев. Ещё на заре своей карьеры в 2003 году режиссёр взял сразу двух «Золотых львов» в Венеции за полнометражный дебют «Возвращение». После этого Звягинцев каждый раз становился участником мировых смотров. В 2014 году его нашумевший «Левиафан» получил «Золотой глобус» в качестве лучшего фильма на иностранном языке и номинацию на «Оскар» в этой же категории. На родине история мужчины, у которого государство и церковь отняли собственноручно построенный дом, оказалась самой обсуждаемой в 2010-х. А уже спустя три года, в 2017 году, Звягинцев получил приз жюри Каннского фестиваля и новую волну дискуссий за ленту «Нелюбовь».
В популярном кинематографе всё так же любимы комедии, среди которых новая звезда — Жора Крыжовников и его хит «Горько!». Успешны и спортивные драмы. «Легенда №17» Николая Лебедева, рассказывающая о советском хоккеисте Валерии Харламове, стала лидером по среднему рейтингу на «Кинопоиске», набрав восемь баллов зрительских симпатий. Секрет картины кроется во вдохновляющей истории и интересном герое. Похожая ситуация сложилась и с «Движением вверх» Антона Мегердичева — фильм собрал в прокате более миллиарда рублей.
Эра стримингов: 2020-е
2020-е удивляют кассовыми сборами народных фильмов и амбициозными масштабами блокбастерами. Николай Лебедев снимает впечатляющий фильм-катастрофу «Экипаж», ремейк советской одноимённой картины. «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко и «Холоп» Клима Шипенко собирают огромную кассу в прокате. Шипенко вдобавок ко всему отправляется в космос, чтобы снять трёхчасовую драму «Вызов» и окончательно убедить российского зрителя в том, что наше кино способно на многое.
Современная киноиндустрия в России переживает подъём онлайн-кинотеатров. В 2023 году уже 49% россиян пользуется различными стриминговыми сервисами — «Кинопоиск», Okko, «ИВИ», Wink, Kion, Start, Premier и многие другие. Все эти площадки регулярно производят качественные сериалы — «Happy End», «Измены», «Медиатор», «Фишер», «Плейлист волонтёра», «Чики», «Карамора», «Контейнер» и так далее. Они образуют вокруг себя фан-сообщества. В интернете больше свободы, и авторы разворачивают свои истории в сложные многосерийные структуры с вертикальными и горизонтальными сюжетами на любой вкус.
Российское кино, как и любое другое в мире, переживало различные периоды, где были свои взлёты и свои падения. Но достойные и сильные на рынке проекты были всегда. От этого ещё интереснее наблюдать, что же будет с отечественной индустрией дальше.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Как менялся российский кинематограф: 30 лет истории кино»