Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) работает в социальной службе и ухаживает за одинокими пенсионерами. А ещё она готовится к своему 60-летию, встречает сына, который живёт далеко, выбирает банкетный зал и анализирует всю свою жизнь. Одна случайная встреча заставляет её вернуться в прошлое и вспомнить беззаботную юность, где она — 17-летняя Таня (Дарья Коныжева) — мечтала о красивых туфлях, поступлении на журфак и о вечной дружбе с Мариной (Милана Владыкина). Но, как это и бывает в юношестве, дружба рушится, когда Марина влюбляется и заводит первые отношения с мальчиком. Ревность и нежелание взрослеть оставляют Тане глубокую рану, которую она пронесёт через всю жизнь.
Женские образы — одни из самых сложных, но при этом одни из самых увлекательных в кино. Антон Коломеец уже на уровне текста выписывал четырёх подруг из южного города в сериале «Чики». Непростая тема дружбы и женская сущность переселилась и в его режиссёрскую работу «Свет». Главная героиня фильма одновременно живёт и существует в двух измерениях — в 70-х и в настоящем.
Таня 17-летняя мечтает вечно дружить с Мариной, стать журналисткой, нравиться мальчикам, купить красивые туфли и пойти в них на дискотеку, краситься маминой косметикой, но главное — прожить эту жизнь необычно и ярко. В ней чувствуется юношеский максимализм и стремление быть заметной, которое разбивается о пресные реалии, жестокость сверстников и обесценивание со стороны матери. Татьяна Сергеевна же построила свою личность вокруг чувства вины и вечного самопожертвования. Её работа в социальной службе распространяется и на её настоящую жизнь. Она обслуживает домашних ровно так, как и своих подопечных. Она отказывает себе в покупке нового платья, предпочитая донашивать старое. Она не выходит «в люди», а когда делает это впервые, то выглядит крайне нелепо. Она не понимает, почему сын уходит с высокооплачиваемой работы в поисках любимого дела. Она устраивает юбилей не для себя, а для друзей и родственников, потому что так надо.
Сильный контраст подчёркивает и неслучайный кастинг — Дарья Коныжева и Елена Яковлева не похожи друг на друга ни внешне, ни в психологической органике. Однако образ как раз и складывается в цельную картину благодаря контрасту. Антитеза здесь является намеренным и центральным приёмом, который дорисовывает недостающие штрихи в портрете, в самой истории и показывает пропасть и серую жизнь между двумя возрастными точками. И даже без чёткой хронологии есть возможность проследить, что превратило по-хорошему упёртую и жизнерадостную девочку в неуверенную женщину, привыкшую откладывать себя на потом. Коломеец давит на больное и при этом знакомое каждому.
Ещё большего контраста, на котором и построена вся эта история, придаёт основной конфликт. Он разворачивается в жизни молодой Тани, которая впервые, навсегда и, кажется, в последний раз теряет близкую подругу. Первая дружба может быть не менее травматична, чем первая любовь. История банальна: одна — красивая, яркая, влюблённая в первого парня на районе, вторая — серая мышка, которую в компанию берут из жалости. Но в руках Коломейца подростковая драма в сеттинге 70-х приобретает взрослые оттенки грусти. Его героиня хоть и принимает всё близко к сердцу в силу возраста, но на самом деле понимает в этой жизни больше всех остальных.
Удивительно здесь то, как в почти тёмной картине без намёка на хэппи-энд режиссёру удаётся найти жизнерадостность и способность сохранять добро. Антон Коломеец несомненно оставляет дверь истории приоткрытой, из которой и проливается тонкая полоска света.
В киноэстетике ленты отсылки к прошлому героини не выглядят старомодными. Фильм построен на параллельном монтаже, а сцены из прошлого и настоящего переплетаются и дополняют друг друга. Коломеец искусно обходит острые склейки и смысловые повторы. Лента ведёт зрителя плавно, без резких скачков, существуя как бы в двух измерениях одновременно. И несколько магическая кульминационная сцена, которая переносит Татьяну с юбилея прямиком в сильную травму, выглядит закономерно и органично. Режиссёр сталкивает прошлое и настоящее, за счёт чего и даёт надежду на будущее.
Картина апеллирует метафорами и образами, а порой даже высокопарными философскими диалогами и рассуждениями, которые никак не ожидаешь услышать из уст молодых девушек. Всё это отлично сочетается с подростковым максимализмом, присущей главной героине взрослостью и желанием лелеять свою травму много лет спустя, если того требует душа.
Текст — София Маргацкая
«Свет» Антона Коломейца получил много положительных отзывов от критиков и фестивального жюри. Ведь трогательность, нежность и до боли обидная жизненность этой ленты обезоруживает.
Комментарии к «Повесть о болезненной дружбе: рецензия на фильм «Свет»