1996 — последний год, когда в России действовала высшая мера наказания. Костя Волков (Иван Янковский) приезжает по распоряжению работать в тюрьму особого назначения. Работа незавидная — нужно приводить приказы о смертной казни в исполнение. Вместе с Костей работают и другие надзиратели: Саша (Эльдар Калимулин), занимающийся предстоящей свадьбой и в дальнейшем получающий информацию о том, что его невесту Наташу (Мила Ершова) изнасиловали, и Рома (Данил Стеклов), которому работа в тюрьме даже от безысходности в тягость. В команде тех, кто исполняет кровавые приговоры, есть ещё прокурор Андрей (Дмитрий Сумин), чья жена Катя (Карина Александрова) вечно требует роскоши, и врач Пётр (Леонид Тележинский), который когда-то был лучшим студентом меда, а теперь вынужден просиживать штаны в тюремном медицинском кабинете. Собственную никчёмность последний утоляет беспорядочными половыми связями, изменяя своей более талантливой жене-стоматологу Юле (Дарья Савельева). Тянущиеся проблемы порождают жажду наживы. И тогда у Кости рождается план: отдать смертные казни на аутсорс родственникам жертв, чтобы и денег заработать, и дать право мести тем, кто в этом действительно нуждается. Но всё не так просто в тайном бизнесе.

Душан Глигоров, по собственным признаниям, берётся лишь за те проекты, в которых ему интересно исследовать героев в крайне неудобных и критичных обстоятельствах. Прошлые сериалы режиссёра, несмотря на неприкрытую мрачность тематик, прошли с успехом. «Хрустальный» рассказывал о детском насилии. Действие «Трассы» хоть и разворачивалось на солнечном юге России, но всё равно погружало в неприятную атмосферу торговли людьми. Последний вошёл в различные топы сериалов за прошлый год, а ещё получил «Золотого орла».
Прошлые проекты Глигоров создавал вместе с видным сценаристом в индустрии Олегом Маловичко. В этот раз его напарницей стала Анна Козлова, ранее работавшая над «Медиатором», «Самкой богомола» и проектом «Кеша должен умереть». Козлова взяла за основу повесть Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера» и смогла адаптировать её под замкнутый мир холодного городка, из которого нет выхода, как и нет выхода из прогнившей модели общества, коей всё происходящее и является.

Особенную замкнутость мира «Аутсорса» подчёркивает не только то, что основное действие разворачивается в тюрьме, но и то, что серый заснеженный городок вокруг похож на зону не меньше здания с колючей проволокой. Постоянный оператор Глигорова Батыр Моргачев принципиально выбирает непривычную современному зрителю рамку — вместо формата 16:9 глаз сталкивается с забытым 4:3. В таком концептуальном квадрате клаустрофобическое ощущение усиливается.
Моргачев умело и бесшовно переключается между субъективной и объективной камерой. То мы видим всё глазами героев сквозь решётки и неуютные тюремные окошки для выдачи еды. То камера поднимается куда-то ввысь или отходит на дальнее расстояние и абсолютно хладнокровно фиксирует чью-то казнь.
Цинизмом и хладнокровием отличаются и сами герои, чьи мотивы прописаны очень точно. Не возникает сомнений, почему в такой короткий срок каждый из героев вдруг соглашается на грязную авантюру. Хотя и под прикрытием благого дела — мол, облегчить страдания родственников жертв, дать право на месть и самосуд.
Например, когда добродушный Костя, требующий человечного обращения с заключёнными, без содрогания пускает пулю в затылок приговорённому. Страшнее разве только его меланхоличная улыбка, брошенная жене и дочке в ответ на их мелкую провинность.

Единственное, что портит сериал, — порой лишние и высокопарные диалоги, написанные чересчур литературно. Действиями героев сказано достаточно, чтобы не повторяться в пафосных рассуждениях о справедливости, милосердии и очевидной истине.
Достоевщина во всех смыслах неспроста поджидает за каждым сюжетным поворотом: «Аутсорс» в каком-то смысле — «Преступление и наказание». Даже переклички с не совсем удачным сериалом Мирзоева могут показаться не случайными. Каждый здесь оказывается в ситуации, когда приходится одномоментно решать — тварь ты дрожащая или право имеющий. И исполнители закона оказываются ничуть не лучше тех, кто за решёткой. Впрочем, не исключено, что по законам драматургии всё аукнется и откликнется.
Текст — София Маргацкая.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Русский dance macabre: рецензия на сериал «Аутсорс»