Мона Ашаш разбирает архив своей знаменитой матери, писательницы и фотографа Кароль Ашаш. В попытке понять свою мать и справиться с потерей Мона начинает съёмку документального фильма о её непростой жизни.
Женщина с бокалом вина сидит на полу в квартире, окружённая хаосом свидетельств чужого прошлого. Всевозможные записки, цифровые и рукописные дневники, фотографии и аудиозаписи — это всё, что осталось от её матери, решившейся на самоубийство. Женщина, бросающая свой взор на снимки, — французская кинематографистка Мона Ашаш. И именно кино используется как инструмент для пересобирания прошлого.
Скрупулёзно и последовательно она организует эти записи в пока не ведомом ей порядке. Из фотографий составляются коллажи, покрывающие стены в квартире, само пространство предстаёт кукольным домиком с отдельными комнатами для воплощения воспоминаний. Фигура матери реализуется из набора предметов: элементов одежды, знакомых очков с необычной оправой, запаха духов и любимого ожерелья. Роль матери отведена одной из лучших современных французских актрис — Марион Котийяр.
Документальный жанр в кинематографе довольно сложно конкретизировать. Что именно является «документом», подлинным материалом — участники происходящих на экране событий, зафиксированные свидетельства или обращение к истории в формате кинохроники? Режиссёр Мона Ашаш использует кино как медиум, способный объединить множество разнородных элементов. Свидетельства реальных людей из прошлого, текстовые, звуковые и визуальные следы их жизни пересобираются в игровой, нарочито условной форме. В документальной «Маленькой девочке в голубом» акцентируется присутствие автора.
Фильм обращается к хроникальным свидетельствам французских 60-х с процветающей культурной жизнью, интересом к политике и студенческими протестами. Именно в этой среде формируется личность матери героини. Французская культура накладывает отпечаток и на стиль фильма с авангардными элементами, коллажным построением и отдельными сценами-монологами.
В «Маленькой девочке в голубом» задействованы лишь две героини — Мона и её мать. Мужчины в этом фильме сведены к единому абстрактному образу под именем Жан, проявляющему опосредованную власть через воспоминания. Главный сюжет — о судьбе женщины как таковой.
Мона пытается воплотить образ своей матери кинематографическими средствами. Кароль Ашашор же переживания об отношениях со своей матерью облекла в литературную форму в романе «Дочь». Рефлексия о роли женщины и матери к финалу фильма приводит к символическому образу, к живописным аллегориям среди хроникальных свидетельств.
Кинематограф для режиссёра становится средством терапии, попыткой диалога с умершей матерью, то есть с её кинообразом. Впрочем, задача и итог этого терапевтического сеанса к финалу остаются неясными. В чём же смысл воплощения матери — в попытке воссоздания целостного образа или же его пересобирания в угоду желаниям и фантазиям дочери? Режиссёр не задаёт вопросов и не подводит итогов.
Текст — Мария Шиманская
«Маленькая девочка в голубом» — фильм с амбициозной задачей, но ординарным воплощением. В полной мере это документальное кино есть документ тонкой работы талантливой актрисы Марион Котийяр над сложной ролью.
Комментарии к «О твоей матери и её матери: рецензия на фильм «Маленькая девочка в голубом»